Методы и средства защиты информации

Спецслужбы Великобритании


Центральный разведывательный аппарат (Central Intelligence Machinery), призванный ставить задачи перед спецслужбами Великобритании, координировать и контролировать их работу, а также обеспечивать их необходимыми ресурсами, подчиняется премьер-министру (рис. 3.9). В 1994 году был издан Закон “О разведывательных службах” (Intelligence Services Act), который впервые за историю спецслужб Великобритании закрепил на законодательном уровне функции SIS (Secret Intelligence Service) и GCHQ (Government Communications Headquarters). С этого времени работа британских спецслужб стала гораздо более открытой для общественного контроля, осуществляемого через различные комитеты.

В повседневной деятельности руководство спецслужбами осуществляют первые лица спецслужб, которые непосредственно подчиняются соответствующим министрам. Премьер-министр отвечает за общее руководство разведкой и службами безопасности и опирается при выполнении своих обязанностей на секретаря кабинета (Secretary of the Cabinet). За работу службы безопасности (Security Service) отвечает секретарь по внутренним делам (Home Secretary), за работу SIS и GCHQ — секретарь по иностранным делам и Содружеству (Foreign & Commonwealth Secretary). Госсекретарь по обороне (Secretary of State for Defence) отвечает за работу DIS, являющегося подразделением Министерства обороны (рис. 3.10).

Рис. 3.9. Структура центрального разведывательного аппарата

Финансированием и планированием работы спецслужб занимается Комитет постоянных секретарей по разведывательным службам (PSIS — Permanent Secretaries’ Committee on the Intelligent Services). Планы и рекомендации, разработанные PSIS, предоставляются соответствующим министрам, которые утверждают бюджеты спецслужб. Возглавляет PSIS секретарь кабинета (Secretary of Cabinet), а в его работе участвуют постоянные заместители секретарей (Permanent Under Secretary) Управления иностранных дел и Содружества (Foreign & Commonwealth Office), Министерства обороны (Ministry of Defence), Управления внутренних дел (Home Office) и Казначейства (Treasury).
Координатор по разведке является советником PSIS и возглавляет консультативный комитет, называемый Постоянным комитетом (Preliminary Committee), который следит за обеспечением первоочередных нужд спецслужб.

Служба безопасности, хотя и занимается разведкой, имеет свои, отсутствующие у других спецслужб специфичные функции, определенный Законом “О службе безопасности” (Security Service Act, 1989, 1996). В этой связи планированием ее работы занимается отдельная структура — подразделение Официального комитета Кабинета по безопасности (SO — Cabinet Official Committee on Security), называемое Подкомитетом по приоритетам и оценке эффективности Службы безопасности (SO SSPP — Sub-Committee on Security Service Priorities and Performance). В его работе участвуют высшие должностные лица Казначейства, Управления иностранных дел и Содружества, Департамента торговли и промышленности (Department of Trade & Industry), Министерства обороны, Департамента социального обеспечения (Department of Social Security), Управление по Шотландии (Scottish Office), Управление по Северной Ирландии (North Ireland Office), GCHQ, Секретной службы, SIS, Управления общественных связей (Office of Public Services) и Управления Кабинета (Cabinet Office). Председателем Подкомитета является представитель Управления внутренних дел, а функции секретариата возложены на представителей центрального разведывательного аппарата.



Рис. 3.10. Структура оперативного руководства спецслужбами

Объединенный комитет по разведке (JIC — Joint Intelligence Committee) — это основной орган планирования работы GCHQ и SIS, являющихся ведущими разведывательными службами Великобритании (подробнее о GCHQ и SIS рассказывается далее в этой главе).

На JIC возлагаются следующие обязанности.

  • В рамках PSIS определять основные направления организации и работы разведки, как за рубежом, так и на территории Великобритании, а также контролировать эту работу с целью обеспечения эффективной и своевременной реакции на происходящие в мире изменения.






  • Периодически предоставлять министрам для утверждения документы, определяющие требования к спецслужбам и приоритеты в области сбора разведывательной информации, а также ставящие перед ними другие задачи, входящие в сферу деятельности спецслужб.


  • Координировать, при необходимости, межведомственные планы разведдеятельности.


  • Обеспечивать мониторинг и раннее оповещение о возникновении прямых или косвенных угроз интересам Великобритании в политической, военной и экономической областях.


  • На основе имеющейся информации давать оценку событиям и ситуациям, имеющим отношение к иностранным делам Великобритании, обороне, терроризму, действиям крупных международных преступных сообществ, науке, технике и международной экономике.


  • Следить за возникающими внутренними и внешними угрозами Великобритании и своевременно реагировать на них имеющимися в распоряжении силами и средствами.


  • Поддерживать связи с Содружеством и иностранными разведывательными организациями и управлять соответствующей деятельностью, а также определять степень открытости спецслужб Великобритании при обмене информацией с такими организациями.


  • Комитет JIC предоставляет руководству соответствующих министерств и департаментов оценки, необходимые для оперативного руководства, планирования или политических решений. На председателя комитета возлагается особая ответственность за выполнение таких задач JIC, как мониторинг и раннее оповещение об угрозах. Комитет не имеет жесткой структуры и может состоять из такого количества постоянных и временных подкомитетов и представительств заинтересованных организаций, которое необходимо для выполнения возложенных на него задач. Комитет JIC подотчетен Секретарю комитета, но по запросам начальников штабов может непосредственно предоставлять последним требуемые им оценки.

    К спецслужбам, занимающимся разведывательной деятельностью, относятся следующие учреждения, органы и подразделения исполнительной власти Великобритании.

    • Спецслужбы, подчиненные министру обороны.


    • Штаб военной разведки (DIS — Defence Intelligence Staff).


      DIS входит в структуру Министерства обороны и является основным поставщиком стратегической разведывательной информации для министра обороны и командования Вооруженных Сил. Штаб DIS играет одну из ключевых ролей в центральном разведывательном аппарате Великобритании, а также участвует в разведывательном обеспечении НАТО и Объединенной Европы.


    • Спецслужбы, подчиненные секретарю по иностранным делам и Содружеству.


    • Секретная разведывательная служба (SIS — Secret Intelligence Service, MI6). Основная спецслужба Великобритании, занимающаяся внешней разведкой.


    • Центр правительственной связи (GCHQ — Government Communications Headquarters). Основная спецслужба, занимающаяся технической разведкой.


    • Спецслужбы, подчиненные секретарю по внутренним делам.


    • Служба безопасности (Security Service, MI5). Основная спецслужба Великобритании, занимающаяся контрразведкой, а также борьбой с организованной преступностью и терроризмом.


    • Национальная служба разведки по уголовным делам (NCIS — National Criminal Intelligence Service). Ведомство по борьбе с организованной преступностью, занимающееся разведывательной деятельностью в интересах правоохранительных органов.


    • Полиция метрополии (Скотланд-Ярд) (Metropolitan Police, Scotland Yard). Национальный правоохранительный орган, в структуре которого, помимо прочих подразделений, имеется Разведывательное управление (Directorate of Intelligence), отвечающее за сбор информации о деятельности уголовных и террористических групп, как на территории Великобритании, так и за рубежом.


    • Широко известные названия MI5 и MI6 имеют исторические корни. Дело в том, что поначалу они были структурными подразделениями военной разведки (MI — Military Intelligence). Затем, в преддверии Второй мировой войны, их задачи резко расширились и стали выходить за рамки одной лишь военной разведки. Впоследствии обе спецслужбы выделились в самостоятельные подразделения и получили новые названия, но часто их по-прежнему называют MI5 и MI6.


      Содержание раздела