Методы и средства защиты информации

АНБ (NSA)


АНБ — ключевая американская спецслужба в области разведки связи. АНБ подчиняется непосредственно министру обороны и так же, как и РУМО, имеет статус органа боевого обеспечения МО США. АНБ занимается прослушиванием радиоэфира, телефонных линий, компьютерных и модемных систем, излучений факсовых аппаратов, а также сигналов, излучаемых РЛС и установками наведения ракет. АНБ также отслеживает излучения и сигналы, излучаемые космическими аппаратами, а также излучения и сигналы, идущие с испытательных ракетных полигонов иностранных государств. Вторая задача АНБ — обеспечивать безопасность всех правительственных линий связи. АНБ не занимается открытыми материалами, передаваемыми по общедоступным коммуникационным каналам, но с некоторыми, весьма существенными оговорками, — если эти материалы не предназначены для последующего шифрования и если они не содержат “скрытых сообщений”. Важность этой оговорки в том, что АНБ, фактически, контролирует все коммуникации, осуществляя цензуру средств массовой информации.

Центральная служба безопасности (CSS — Central Security Service) АНБ отвечает в США за криптоанализ и криптобезопасность. Перед ЦСБ стоят две задачи: дешифрование иностранных кодов и обеспечение безопасности информационных систем путем шифрования официальных материалов, передающихся средствами связи. Директор АНБ одновременно является и начальником ЦСС и руководит обеими структурами через своих заместителей — заместителя директора АНБ и заместителя директора ЦСС. Должность заместителя директора АНБ занимает гражданский сотрудник, обладающий высокой квалификацией в технической области. Должность заместителя ЦСС занимает кадровый военный (как минимум, генерал-лейтенант), назначаемый, как и директор АНБ, министром обороны.

Шифровальные службы, входящие в состав видов и родов войск, по всем вопросам, связанным с соответствующей деятельностью, подчиняются непосредственно ЦСС. При выполнении отдельных заданий в оперативное подчинение ЦСС могут передаваться и другие подразделения МО, занятые радиотехнической разведкой и перехватом.


В состав ЦСС входят следующие подразделения.

  • Командование по разведке и безопасности Армии США (INSCOM — Army Intelligence & Security Command). Командованию подчинены: командование внешней разведки Армии США (US Army Foreign Intelligence Command), специальная группа по безопасности Армии США (US Army Special Security Group), 66-я группа армейской разведки Европейского командования RSOC (66th Army Intelligence Group European Command RSOC), 513-я бригада войсковой разведки Центрального командования RSOC (513th Military Intelligence Brigade Central Command RSOC), 704-я бригада войсковой разведки (704th Military Intelligence Brigade) и 902-я группа войсковой разведки (902nd Military Intelligence Group).


  • Командование группы безопасности ВМФ (Naval Security Group Command). В ведении этого командования находятся станции слежения и радиоперехвата, находящиеся на о. Гуам, о. Диего-Гарсиа, в шт. Мэн, на Аляске и в Шотландии.


  • Управление разведки ВВС (Air Intelligence Agency). В состав управления входят: центр специального назначения 696-й разведгруппы (Special Activities Center 696th Intelligence Group), центр радиоэлектронной борьбы ВВС (AF Information Warfare Center), группа разведывательных систем (Intelligence System Group), 67-е разведывательное авиакрыло (67th Intelligence Wing) и 694-я разведгруппа (694th Intelligence Group).


  • В отличие от других разведывательных организаций, таких как ЦРУ или РУМО, АНБ старается тщательно скрывать свою структуру. По некоторым сведениям, АНБ состоит из пяти управлений, каждое из которых подразделяется на отдельные группы (рис. 3.7).

    Оперативное управление (Operations Directorate) отвечает за сбор и обработку информации из каналов связи. Группы, входящие в его состав, совместно с ЦСС ведут разведку каналов связи по географическим регионам. Для разведки используются как стационарные станции слежения, так и подвижные.

    • Группа A. Ведет разведку каналов связи, находящихся на территории стран бывшего Советского блока.


    • Группа B.


      Ведет разведку каналов связи, находящихся на территории стран Азии, таких, как КНР, КНДР и СРВ.




    • Группа G. Ведет разведку каналов связи, находящихся на территории стран, не охваченных группами A и B.


    • Управление технологий и систем (Technology and Systems Directorate) занимается разработкой новых технологий сбора и обработки разведывательной информации. Входящая в его состав группа R занимается научно-исследовательской и проектно-конструкторской работой. Эта группа изучает требования, выдвигаемые к системам разведки связи, и формирует на их основе тактико-технические характеристики оборудования, поставляемого АНБ. Она определяет требуемые показатели производительности оборудования и обеспечивает их соответствие заданному уровню во время эксплуатации. Группа разрабатывает требования к внутренним и внешним интерфейсам оборудования, определяет программы его испытаний и сопровождает все проектно-конструкторские и производственные работы до ввода нового оборудования в эксплуатацию. Группа играет роль научно-исследовательского центра по технологиям разведки сигналов и занимается оценкой алгоритмов, баз данных и концепций отображения информации. Группа обладает оборудованием для проведения научно-исследовательских работ в области обработки аудио- и речевых сигналов, а также занимается оценкой технологий распознавания речи в применении к задачам разведки.



      Рис. 3.7. Примерная структура АНБ

      Управление безопасности информационных систем (Information Systems Security Directorate) отвечает за безопасность коммуникаций АНБ и защиту информации в правительственных линиях связи.

      • Группа K. Руководит криптологической работой АНБ, оказывая теоретическую и другую поддержку работам по защите линий связи правительства США и перехвату информации из каналов связи других стран.


      • Группа T. Группа по телекоммуникациям. Руководит всеми работами, выполняющимися в области проектирования, разработки, внедрения и эксплуатации специальных коммуникационных разведсетей и систем, предназначенных для передачи данных, собираемых подразделениями технической разведки.




      • Группа I. Группа программ информационной безопасности. Эта группа разрабатывает, внедряет и контролирует различные программы в области информационной безопасности, государственной тайны, образования и обеспечения режима.


      • Группа S. Группа стандартов и оценок. Данная группа разрабатывает и внедряет различные стандарты в области информационной безопасности, защиты государственной тайны, образования и обеспечения режима, а также контролирует их соблюдение. Группа руководит программой обеспечения режима на производстве, занимаясь экспертизами и выдачей разрешений при выполнении работ, связанных с государственной тайной. Она также представляет интересы правительства США при согласовании контрактов, а также в различных технических советах. Эта группа осуществляет контроль соблюдения режима по контрактам, связанным с государственной тайной. Именно на эту группу возлагается основная нагрузка по разработке и сертификации оборудования и процедур, используемых для защиты коммуникаций.


      • Группа V. Группа безопасности сетей. Эта группа разрабатывает, внедряет и контролирует различные программы в области безопасности коммуникационных сетей, а также соответствующих производственных вопросов.


      • Группа Y. Назначение группы неизвестно.


      • Группа C. Группа технической политики и планирования ресурсов. Данная группа отвечает за разработку текущей, краткосрочной и долгосрочной технической политики, а также за планирование ресурсов, необходимых для решения текущих и перспективных задач информационной безопасности. Она устанавливает потребности в ресурсах, разрабатывает критерии оценки и готовит программы развития для текущих проектов, а также определяет необходимость приобретения или строительства новых мощностей.


      • Группа X. Предположительно — группа по системам специального доступа. Точное назначение группы неизвестно.


      • Управление планирования, политики и программ (Plans, Policy and Programs Directorate) отвечает за выполнение работ, обеспечивающих работу основных управлений, а также определяет генеральную линию развития АНБ.



        • Группа D. Группа директора АНБ. В ведении группы находятся все задачи, программы, планы и проекты, реализуемые АНБ и ЦСС. Кроме того, группа представляет АНБ в комитетах и советах РС, координирующих работу технических разведок.


        • Группа Q. Группа планов и политики. Данная группа играет роль штаба директора АНБ и высшего руководства по инициализации, разработке, интеграции, координации и мониторинга политики, планов, программ и проектов АНБ. Группа отвечает за контроль программ АНБ/ЦСС, контроль методов управления организацией, контроль командно-штабной работы и планирования работы в чрезвычайных ситуациях, контроль проектов и научных изысканий АНБ, исследование операций и экономический анализ, стратегическое планирование АНБ, допуск личного состава и кадровую работу.


        • Группа J. Юридическая группа. Данная группа играет роль штаба директора АНБ и высшего руководства по юридическим вопросам.


        • Группа N. Группа программ. Эта группа совместно с другими подразделениями АНБ определяет текущие, краткосрочные и долгосрочные потребности в дополнительных мощностях. Она устанавливает потребности в мощностях, разрабатывает критерии оценки и готовит программы развития имеющихся мощностей, а также определяет необходимость приобретения или строительства новых.


        • Группа U. Группа генерального юристконсульта. Обеспечивает юридическую поддержку директора и руководства АНБ по вопросам, затрагивающим интересы АНБ, контролирует личный состав АНБ, работающий в области юриспруденции, ведет переговоры с другими учреждениями по юридическим вопросам, связанным с АНБ, а также руководит соответствующими программами.


        • Управление вспомогательных служб (Support Services Directorate) занимается административной работой.

          • Группа E. Группа сопровождения контрактов. Отвечает за разработку и сопровождения контрактов, заключаемых АНБ со всеми поставщиками.


          • Группа M. Административная группа. Данная группа играет роль штаба директора и высшего руководства АНБ по всем организационным вопросам, за исключением поставок оборудования и программного обеспечения, — печать и публикации; библиотечное дело; почтовые отправления; командировки; аудиовизуальные средства; производства и выставки; делопроизводство, формы и переписка; руководство работой комитетов; аутентификация публикаций, директив и коммуникаций.




          • Группа L. Группа логистики. Занимается сопровождением всех грузов и почтовых отправлений, включая курьерскую почту МО.


          • АНБ находится в г. Форт Мид (штат Мэриленд). Подразделения космической разведки АНБ снимают информацию с двух типов искусственных спутников Земли: с космических аппаратов, транслирующих на землю телефонные переговоры, факсовые сообщения, а также сигналы компьютерных модемов; и с военных разведывательных аппаратов, обеспечивающих двухстороннюю радиосвязь, телефонную связь (внутри стран) и передачу других электронных сигналов.

            Спектр услуг, которые агентство способно оказывать военно-политическому руководству США, весьма широк. Если поступает заказ на слежку за какой-то определенной страной, АНБ может прослушивать внутренние и международные телефонные линии, включая: перехват звонков, которые делаются из автомобилей; сообщений поступающих в столицу государства из зарубежных посольств и исходящих из нее в посольство; сообщения из других держав, касающихся “целевой” страны; радиосвязи вооруженных сил этой страны. При этом поиск может вестись по ключевым словам и выражениям, звучащим на разных языках. Одновременно в АНБ поднимаются все ранее накопленные материалы по стране. На основе данных прослушивания создаются “психологические портреты” лидеров государств.

            АНБ тесно сотрудничает с британским Штабом правительственной связи, канадской Службой безопасности связи, австралийским Управлением военной связи и новозеландским Бюро безопасности связи в рамках глобального международного договора по разведке. Начиная с 1990 года, АНБ стало основное внимание уделять добыванию экономической, а не военной информации, чтобы оправдать перед американскими налогоплательщиками свой огромный бюджет (один лишь годовой счет за потребленную электроэнергию агентства исчисляется десятками миллионов долларов).

            Однако, по-видимому, эти мери оказались недостаточны и с 2000 года в АНБ взят курс на перестройку обеспечения работы агентства. Основной акцент этой перестройки сделан на передачу в частный сектор сопровождения практически всех технологий, не связанных с добыванием информации по техническим каналам.На перестройку уйдет до 10 лет, а стоимость единого контракта составляет не менее 5 млрд долларов.


            Содержание раздела